Трансмиссионные масла – это смазочные материалы, предназначенные для смазки коробок переключения передач, раздаточных коробок, редукторов, главных передач, а так же рулевых механизмов. Классификация подразумевает деление на классы в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств.
Содержание
Виды трансмиссионных масел
По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
По предназначению трансмиссионные масла делятся на:
- масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
- масла для автоматических коробок передач (АКПП).
Классификация трансмиссионных масел по API
API GL-1
Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.
API GL-2
Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.
API GL-3
Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.
API GL-4
Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.
API GL-5
Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.
API GL-6
В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования.
Классификация по вязкости (SAE)
Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.
Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, которые подвергаются серьезным термическим нагрузкам.
Класс вязкости SAE | Минимальная температура | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | -12 | 11,0 / – |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т.н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF так же выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.
Спецификация | Описание |
---|---|
DEXRON I | Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II | Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III | Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV | Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI | Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Обратите внимание, что масла DEXRON II, III и VI предназначены только для гидроусилителей и классических автоматических гидротрансформаторных коробок передач. Для вариаторных (CVT) и роботизированных КПП предназначены совершенно другие масла.